Предпосылки развития биогазовой энергетики в России

Новости - Современные Российские разработки

предпосылки развития биогазовой энергетики в россии

Кризисное состояние российской централизованной энергетики, наступающий дефицит газа и рост цен на энергоносители способствует росту потенциала использования биогазовых технологий в РФ. Переработка отходов сельского хозяйства, пищевой промышленности и продуктов водоочистных сооружений в России способна ежегодно дать 60-70 млрд куб. м биогаза и свыше 110 млн т высококачественных удобрений.

До настоящего времени использование возобновляемых источников энергии в России сдерживалось избытком углеводородных топливно-энергетических ресурсов. Вместе с тем, негативные тенденции, наблюдающиеся в системе традиционной энергетики, создали ряд предпосылок для быстрого развития отдельных сегментов альтернативной энергетики, к которым относятся и биогазовые технологии.

К одной из таких предпосылок относится наступающий продолжительный производственный кризис в российской газодобывающей промышленности. Уже в 2010 г. начнется устойчивое падение добычи газа в стране. И связано оно будет не столько со снижением спроса в условиях экономического спада, сколько с истощением действующих месторождений.

Три стареющих месторождения-гиганта, Уренгойское, Ямбургское и Медвежье, дававших стране свыше 70% газа, на рубеже веков вступили в позднюю стадию разработки, а производство газа на них начало снижаться.

В целом же, по данным «Газпрома», добыча газа на всех месторождениях, введенных еще в советский период, будет падать со скоростью 20-25 млрд куб. м3 в год. Таким образом, только за одно десятилетие, Россия лишается почти 1/3 годовой добычи газа. Если в 2010 году действующие месторождения, как ожидается, смогут произвести 601,9 млрд кубометров газа, то к 2030 году ежегодная добыча упадет более чем втрое – до 191,6 млрд кубометров.

До последнего времени компенсировать нарастающий производственный кризис в целом удавалось за счет пуска новых проектов по добыче. В частности, в 2001 г. было введено в разработку Заполярное месторождение, единственный газовый «гигант», освоенный в постсоветское время. После его выхода на проектную мощность страна получила дополнительные 100 млрд м3 в год, что позволило на несколько лет отсрочить падение общероссийской добычи и обеспечить небольшой рост.

Однако, несмотря на мировое лидерство по объему разведанных запасов газа, новых месторождений, которые были бы подготовлены к началу полномасштабной добычи, в России не осталось.

Месторождения, нуждающиеся в освоении, находятся на «оторванном» от инфраструктуры Ямальском полуострове, шельфе северных морей и Сахалина, в Восточной Сибири. Как с технологической, так и финансовой точки зрения вовлечение этих запасов в разработку практически не имеет мировых аналогов.

Каждое из них потребует не менее 10 лет с момента начала освоения до выхода на проектный уровень добычи, а себестоимость добычи с учетом инвестиционной составляющей значительно превышает текущие внутренние цены на газ. Даже при условии начала крупных вложений в их разработку в ближайшем будущем, добыча достигнет проектного объема в лучшем случае к 2020 г.

Мировая рецессия, снизившая спрос на газ, способна на 1-2 года отсрочить начало кризиса газоснабжения в России. В то же время падение доходов «Газпрома» и независимых добывающих компаний, неплатежи со стороны внутренних потребителей, сокращение инвестпрограмм и перенос сроков разработки новых месторождений, сделает этот кризис более глубоким и продолжительным. Размер дефицита газа в стране в ближайшие годы по оптимистичным оценкам составит 20 млрд. кубометров, по пессимистичным – достигнет 100 млрд.

Последствия производственного кризиса газодобывающей промышленности 2010-х гг. в наибольшей степени будут наблюдаться в зимние периоды пикового спроса.

В момент пикового спроса на газ используются резервы газохранилищ, способные обеспечить порядка 60 млрд м куб., но в условиях нехватки газа они могут оказаться не заполненными к началу зимнего периода, и, соответственно, будут использованы до его завершения.

В этом случае создаются значительные угрозы для объектов электроэнергетики, работающих преимущественно на газе. В целом по России доля газа в выработке всей электроэнергии несколько превышает 53%, а в электроэнергии, произведенной на ТЭС – 62%. В европейской части страны она еще выше. Например, в энергобалансе электростанций Московского региона она составляет 95%.

Учитывая тяжелое состояние объектов электроэнергетики и традиционно высокую нагрузку на них в периоды пикового спроса, в случае снижения подачи газа велика вероятность масштабных отключений электроэнергии не только промышленным потребителям, но и населению. В таких условиях нехватка даже 20 млрд кубометров в годовом масштабе может иметь критические последствия.

Наиболее вероятно, что в большей мере от кризиса пострадают российские потребители, поскольку выполнение европейских экспортных контрактов является важным источником доходов «Газпрома».

Важным результатом надвигающегося кризиса газоснабжения и истощения дешевых в разработке запасов газа станет рост внутренних цен на энергоносители, который уже наблюдается вопреки экономическому кризису. Рост цен на газ также будет способствовать росту конкурентоспособности возобновляемых источников энергии, в частности, биогаза.

Еще в 2007 г. российское правительство подписало программу резкого повышения уровня цен на газ для российских потребителей и доведения их до паритетного уровня с европейскими ценами. Это означает, что российские цена будут меньше западных лишь на размер экспортной пошлины и стоимости транспортировки в направлении Европы.

В соответствии с постановлением правительства № 333 от 28 мая 2007 года, внутренние цены на газ для российских потребителей должны уже к 2011 году удвоиться по сравнению с сегодняшним уровнем.

В начале февраля 2009 г. «Газпром» представил презентацию, в которой темпы подорожания в целом соответствуют правительственному постановлению.

Показатели 2011 г. не будут предельными, поскольку по мере приближения к паритетному с европейским уровню превысят 200 долл. за 1000 м куб. Ориентировочно «паритетного» с Европой уровня можно ожидать к 2013-2014 г.

Кроме того, снижение в 2009 г. поставок газа на европейский рынок, которые служили основным источником поддержания низких цен на российском рынке, нарушает действие механизма перекрестного субсидирования, вынуждая повышать внутренние тарифы.

Третьей предпосылкой роста внутренних цен, как уже было отмечено, является увеличение в структуре добычи доли дорогих в разработке и эксплуатации месторождений.

Подорожание газа незамедлительно приведет к соизмеримому росту тарифов на электроэнергию, поскольку, как уже говорилось, доля газа в выработке всей электроэнергии превышает 53%, а в электроэнергии, произведенной на ТЭС – 62%. Особенно это коснется регионов европейской части страны, в энергобалансе которых газ составляет максимальную долю.

В соответствии с планами правительства рост оптовых регулируемых цен составит для промышленности 19% в 2009 г., 14% – в 2010 г., и 16% в 2011 г. Для населения регулируемые тарифы будут расти на 25% в год.

Тенденция беспрецедентного по мировым меркам роста тарифов наблюдается с 1999 г. За прошедшее десятилетие и в рублевом, и в долларовом эквиваленте электроэнергия подорожала в 4-4,5 раза и на 50% превысила уровень инфляции.

В результате, цены на электроэнергию в России стали выше, чем в большинстве других стран, хорошо обеспеченных энергоносителями, но и приблизились к уровню стран, испытывающих серьезный недостаток в энергетическом сырье.

В 2009 г. российские цены на электроэнергию для промышленности превысят не только уровень США, но и Франции, а в 2011 г. оставят позади Южную Корею и Великобританию.

Низкая эффективность российских ТЭС, которые строились несколько десятков лет назад, отличаются моральным и физическим износом основных фондов приводит к высокой стоимости производства электроэнергии.

Для удешевления электроэнергии необходима массовая модернизация основных фондов. В то же время огромные потребности в инвестициях для модернизации отрасли приводятся генерирующими компаниями в качестве одного из аргументов необходимости существенного наращивания тарифов ради окупаемости проектов. Возникает замкнутый круг.

Наконец, третьей предпосылкой развития малой биогазовой энергетики является кризисное состояние систем централизованного газо - и электроснабжения.

Износ основных фондов в транспорте газа и ПХГ в настоящее время составляет 62,5%. В критическом состоянии по безопасности находятся порядка 50% подводных переходов, 21 % переходов через автомобильные и железные дороги, 10% – пересечений с трубопроводами.

Значительная протяженность газопроводов, построенных в 1980-е годы характеризуется использованием в качестве изоляционного наружного покрытия полиэтиленовой ленты, имеющей срок службы немногим более 10 лет.

Кроме того, важной предпосылкой развития биогазовой индустрии в России является не только кризисное состояние централизованного энергоснабжения, но и его отсутствие в ряде регионов. Средний уровень газификации составляет менее 70% в городах и 50% в сельской местности.

При этом в ряде регионов степень газификации менее 10%. По данным «Межрегионгаза», такая ситуация – во многих субъектах Северо-Западного, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Развитие централизованных систем электро - и газоснабжения в удаленных районах с низкой плотностью населения экономически нецелесообразно. В результате в России складывается по сути уникальная для «энергетической сверхдержавы» ситуация, когда применение биогазовых технологий становится не просто выгодным, но и единственным способом обеспечить энергетические потребности сельского хозяйства.

Перевод части сельхозпредприятий на самообеспечение газом, теплом и электроэнергеей за счет переработки отходов целесообразна и по ряду других причин:

В процессе санитарной обработки сточных вод (особенно животноводческих и коммунально-бытовых), содержание органических веществ снижается до 10 раз;

Анаэробная переработка отходов животноводства, растениеводства и активного ила позволяет получать уже готовые к использованию минеральные удобрения с высоким содержанием азотной и фосфорной составляющей, что особенно актуально для развития сельского хозяйства Нечерноземья;

Биогаз – универсальное топливо, с высокой эффективностью он может быть использован для получения тепловой и электрической энергии, в том числе для организации тепличных хозяйств, а также в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания;

Коэффициент использования газа на малых когенерационных установках значительно превышает показатели крупных ТЭЦ;

Биогазовые установки могут быть размещены в любом регионе страны и не требуют строительства дорогостоящих газопроводов и сложной инфраструктуры; а также позволяют избежать потерь электроэнергии, которые значительны при ее передаче и трансформации;

Биогазовые установки могут частично или полностью заменить устаревшие региональные котельные и обеспечить электроэнергией и теплом близлежащие населенные пункты;

Создание на основе биогазовых установок локальных энергетических станций, не зависящих от «большой» энергетики, способно уменьшить гипертрофированную долю природного газа в топливно-энергетическом балансе, децентрализация энергетики повысит ее устойчивость, сгладит негативные последствия старения объектов энергетической инфраструктуры.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизация

Login Register