Новости - Современные Российские разработки
Добывающие отрасли станут полигонами внедрения высоких технологий ХХI века
В последнее время на всех уровнях звучат слова о том, что России нужно превращаться из сырьевой державы в высокотехнологичную. Однако о путях этого превращения идут бесконечные споры. При этом часто в массовое создание вбрасываются идеи, о практической реализации которых имеется лишь смутное представление. В качестве примера можно назвать добычу гелия-3 на Луне. Звучит красиво, но когда этот проект можно будет осуществить – непонятно.
Тем не менее, гелий нужен всем именно для развития космической промышленности. Основным производителем этого ресурса в настоящее время являются США. СССР для создания своей ракетной техники необходимы были свои источники гелия, поэтому гелиевый завод построили рядом с Оренбургским газоконденсатным месторождением несмотря на то, что содержание гелия в нем крайне низкое. Однако затем в Восточной Сибири удалось обнаружить Ковыктинское и Чаяндинское месторождения, объемы гелия в которых в сотни раз превосходят Оренбургское ГКМ. В результате Россия превратилась в мирового лидера по запасам этого ценнейшего сырья.
От наличия гелия зависит развитие не только авиаракетно-космической, но и электронной, атомной промышленности, а также и медицины, фундаментальных и прикладных наук (исследований Мирового океана, сверхпроводимости и других). Нетрудно догадаться, что наиболее стремительными темпами потребление гелия растет в быстро развивающихся странах Азиатско-Тихоокеанского региона, которые расположены в непосредственной близости от российских месторождений. Таким образом, в результате наша страна в ближайшем будущем может стать ведущим поставщиком гелия на мировой рынок (запасы этого ресурса в США неуклонно сокращаются). Это означает, что государства, которые стремятся развивать у себя высокие технологии, будут зависеть от России не только энергетически.
Здесь необходимо понять, что российский топливно-энергетический комплекс – это не какой-то монстр, не дающий развиваться высокотехнологичным отраслям. Наоборот, он сам зачастую выступает в роли инициатора создания новых производств.
Примером тому служит и недавно принятая Правительством программа развития в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке газовой промышленности, которая предполагает создание мощных газоперерабатывающих и газохимических производств. В результате добываемый газ будет разделяться на метан, пропан, бутан, этан и т. д. Затем из них будут синтезироваться полипропилен, полиэтилен, различные пластмассы и т.д. В результате «Газпром» сможет поставлять на внешние рынки не только газ, но и продукцию высокого передела.
Из метана в России планируется делать абсолютно новый продукт – синтетическое жидкое топливо. В мире существует огромная проблема – выделение сероводорода в результате сгорания моторных топлив. Поэтому постоянно вводятся новые стандарты по содержанию серы в бензине и дизельном топливе. Синтетическое жидкое топливо, полученное из метана, является эквивалентом дизельного топлива, но совсем не содержит серы. Это – огромное преимущество на современном рынке (особенно – европейском), где конкурентоспособность топлива все сильнее определяется его «экологическими» характеристиками.
Еще один пример современного высокотехнологичного проекта в добывающих отраслях – это освоение арктических кладовых. В последние годы в связи с глобальным потеплением обострилось соперничество за доступ к углеводородным ресурсам Арктики. Россия является одним из лидеров в этой борьбе. Необходимо напомнить, что в конце 1970-х – первой половине 1980-х годов СССР уделял пристальное внимание созданию базы для добычи нефти и газа на шельфе. Однако «перестройка» и реформы 1990-х годов отбросили нашу страну назад. В результате лидером по разработке шельфовых месторождений в северных условиях стала Норвегия.
Сегодня «Газпром» готовит к запуску беспрецедентный по сложности проект освоения Штокмановского месторождения в Баренцевом море. Норвежским компаниям никогда прежде не приходилось работать с такими огромными запасами, на таких глубинах, на таком удалении от берега. В этой ситуации проект «Штокман» становится кузницей кадров российских специалистов, уровень квалификации будет абсолютно уникален. Кроме того, предполагается, что и большую часть необходимого оборудования будут поставлять отечественные предприятия. Освоение Штокмана позволит России идти дальше в Арктику уже со своим опытом и технологиями.
Таким образом, развитие топливно-энергетического комплекса важно для модернизации страны ничуть не меньше, чем, к примеру, освоение тех же нанотехнологий. Поэтому противопоставлять ТЭКу другие отрасли российской экономики – неразумно, нелогично и наивно.
Читайте: |
---|
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КЭС |
КОСМИЧЕСКИЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ |
ЛАЗЕРЫ ПРЯМОЙ НАВОДКОЙ |